«Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках родного языка и литературы»
Доклад:
«Использование информационно- коммуникационных
технологий на уроках родного языка и литературы»
Алиева Марзигат Хангераевна -
учительница аварского языка и литературы
« СОГ Ахвахского языка и литературы»
ГКУ ЦОДОУ ЗОЖ
Много внимания уделяют сегодня использованию информационных технологий в школе. Это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. В стратегии модернизации образования подчёркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно – ориентированного образования.
Считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимого, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Размышляя о современном уроке родного языка в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи. Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, памятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребёнок может контролировать степень усвоения материала. Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио -, видеоматериалы. Ребёнок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Презентация позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков.
Специфика подготовки урока – презентации, безусловно, определяется типом урока. В своей практике использую уроки – лекции, урок анализ текста, обобщающие уроки.
На уроке – лекции ИКТ делают более эффективной и активизируют работу класса. На большом экране можно показать иллюстрации, выделив главное.
С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока – собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно – значимую информацию, урок становится более насыщенным. Так, изучая жизнь и творчество Фазу Алиевой в 7 -9 классе, с Интернета можно посмотреть фрагмент передачи «Г1аданги, г1амалги, заманги», где ведёт передачу Г.Галбацов, интервью с поэтессой, посвященный юбилею Фатимы Гамзатовны.
При изучении тем по дагестанской литературе модно послушать песни М. Синдикова, посмотреть фрагменты фильмов «Горянка», «Чегери», «Даргинские девушки».
Интерактивная доска – ценный инструмент на уроках родного языка. Применение интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении родного языка – это ещ1 один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом.
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания, но и способствует повышению познавательного интереса к предмету, содействует росту успеваемости учащихся по предмету, формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Использования информационно – коммуникационных технологий дает учителю возможность: экономить время на уроке, использовать аудио -, видео -, мультимедийный материал. Ученики становятся активным участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке урока.
На практике эффективность использования ИКТ в образовательном процессе доказывается следующим показателем: повышение качества образования по предмету, повышение уровня информационной культуры.
Уверена, что ИКТ на уроках родного языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока.